муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Первомайская основная общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №4/1 от 17.05.2023 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ПГО «Первомайская ООШ» ____________________ Карелина Н.Я. Приказ №77/1 от 17.05.2023 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «МАСТЕРСКАЯ МОДЕЛЬЕРА» (с использованием оборудования центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста») Возраст учащихся: 12-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Трубина С.Н., педагог дополнительного образования п. Первомайский, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Мастерская модельера» с элементами промышленного дизайна имеет техническую направленность. Включение ребенка в разные виды технической и художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Часть занятий по программе будет проводиться на материально – технической базе Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» (в тематическом планировании данные занятия выделены жирным шрифтом). Программа составлена в соответствии со следующими нормативно– правовыми документами: Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Санитарного – эпидемиологические правилами и нормативами СанПиНа 2.4.4.317214, утверждёнными Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. №41. 10. Уставом МБОУ ПГО «Первомайская ООШ». Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Уникальность программы обусловлена использованием широкого спектра оборудования для приобретения практических навыков работы с современными технологиями проектирования и макетирования. Новизна данной программы является в том, что в процессе обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий. Дети получают возможность реализовывать свои идеи на практике. Овладев необходимым набором знаний, умений, навыков для достижения результата своей деятельности, вплотную приближается к творческому подходу в решении стоящих проблем. Цель: Формирование у обучающихся понимания о направлении – промышленный Дизайн, развитие интереса к научно-техническому творчеству и проектной деятельности, а также развитие стремления к изобретательству, повышение мотивации к саморазвитию и образованию, развитие творческой активности детей, их стремление к созданию прекрасного. Задачи: Обучающие: формировать технические навыки и приемы в выполнении различных швов и изделий декоративно-прикладного искусства, формировать способности и готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей деятельности, уметь организовать свое рабочее место. Развивающие: развивать понятие духовного богатства через знакомство с предметами декоративно–прикладного искусства, знакомить с историей своего и других народа, развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус, приобщать к культуре быта, общения и поведения. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к народному искусству, воспитывать трудолюбие, терпение и настойчивость. Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои возможности в разных направлениях декоративно – прикладного творчества (аппликация, лоскутная мозаика, канзаши, квилинг), моделировании новых форм, цветовых решений, дизайнерских идей, Объём, срок освоения программы: 1 год Основные формы и методы организации учебного процесса: Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: - групповые, индивидуальные, фронтальные. Формы проведения занятий познавательное занятие, практическое занятие по отработке определенного умения, самостоятельная деятельность детей, творческие упражнения, выставки, деловая (ролевая) игра, работа с электронными пособиями, работа с интернет - источниками, проведение мастер-классов. Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная (итоговая) аттестация проводиться в конце учебного года. Формы проведения промежуточной аттестация выставка работ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № Наименование разделов, блоков, тем 1 Введение в учебный курс. Инструктаж. Виды декоративноприкладного творчества. Моделирование, как вид творчества. Аппликация Лоскутная мозаика. Моделирование новых композиционных ршений Канзаши 2 3 Всег Количеств о, час о часов тео прак рия тика 1 1 - Форма контроля (аттестации) 4 1 3 Выставка работ 4 1 3 Выставка работ Опрос 4 Промышленный дизайн Дизайн календарей 3 1 2 Готовая работа 5 Дизайн интерьера 4 1 3 Презентация работ 6 Планировка комнат 4 1 3 Презентация работ 7 Ландшафтный дизайн Квилинг 4 1 3 Презентация работ 4 1 3 Выставка работ 8 9 Изонить 10 Участие в выставках, конкурсах Итого: 4 1 3 Выставка работ 2 1 1 Итоги участия в конкурсах, высавках, олимпиадах и конференциях 34 10 24 Содержание учебного плана 1.Введение в учебный курс. Правила внутреннего распорядка. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом. Виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий. Виды декоративно-прикладного творчества: вышивание, аппликация, плетение. 2. Аппликация. Моделирование новых форм и композиционных решений . Изготовление аппликации из лоскутков, резаных ниток. Выполнение аппликации из кусочков ткани на основе различными способами. 3. Канзаши. Введение, инструменты, материалы, организация рабочего места, правила безопасности. Изготовление цветов разных видов в подарок (брошь, заколка, ободок) украшения для дома. Моделирование новых форм и композиционных решений 4.Промышленный дизайн. Дизайн календарей Программа позволит научиться оформлению, дизайна и создания настольных и настенных календарей. Поможет в создании и распечатке календарей, которые будут полностью соответствовать вашим предпочтениям. 5. Дизайн интерьера Обучающиеся научатся создавать план своего дома и распологать мебель, чертить стены комнат на основе загруженного плана дома, а затем перетаскивать на план образцы мебели. 6. Планировка комнат Моделирование интерьера, который позволяет представить расположение мебели, выбор мебель, идеально соответствующую размерам дома. 7. Ландшафтный дизайн Разновидности посадок и их планирование. Цветники и клумбы. Структура и форма клумб. Цветовые гаммы цветников и клумб. Создание проекта «Моя клумба». 8 Квилинг. История возникновения квилинга. Инструменты и материалы, необходимые для квилинга. Техники выполнения. Изготовление изделий в технике квилинг. Моделирование новых форм и композиционных решений 9. Изонить. Условия безопасной работы. История изонити. Инструменты для работы. История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Моделирование новых форм и композиционных решений 10. Участие в выставках, конкурсах Презентация своих работ. Оформление. Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества) испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; формулировать самому простые правила поведения в природе; осознавать себя гражданином России; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. познавательные: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); выбирать основания для сравнения, классификации объектов; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. коммуникативные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. По окончании обучения дети получат возможность узнать: – виды декоративного творчества; – историю возникновения лоскутной техники, канзаши, старинного способов вышивки ; – технологию изготовления канзаши; – правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, булавками По окончании обучения дети получат возможность научиться: - безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами; - грамотно и эстетично выполнять изделия в технике ручной вышивки, канзаши и аппликации; – самостоятельно изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по предложенным выкройкам и описанию; – изготавливать выкройки и шаблоны для своей работы; – использовать изготовленные изделия для украшения жилища и подарков; – экономно и аккуратно расходовать материалы при раскрое; – осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки -составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера -представлять информацию с применением ИКТ Занятия проводятся 1раз в неделю № Форма занятия 1 Беседа 2 Беседа. Индивидуальная работа по изготовлению шаблонов. Ко Тема занятия лво часов 1 Введение в учебный курс. Инструктаж по ТБ. Виды декоративноприкл адного творчества 1 Аппликация. Знакомство с видами аппликации. Изготовление Место прове- Форма дения контроля Кабинет технологии Опрос Точка роста Демонстрац ия 3 Практическая работа 1 4 Экспериментирова ние различных художественных материалов. Практическая работа. 1 5 Практическая работа Выставка готовых работ. 1 6 Беседа. Практическая работа. 1 7-8 Работа с интернет источниками. Практическая работа. Выполнение проекта 2 шаблонов. Простые плоские аппликации. Технология выполнения простой аппликации. Моделирование новых форм и композиционных решений Объемная аппликация. Технология выполнения объемной аппликации. Моделирование новых форм и композиционных решений Полуобъемная аппликация. Технология выполнения полуобъемной аппликации. Моделирование новых форм и композиционных решений Канзаши. Знакомство с историей возникновения канзаши. Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения Способы комбинирования круглого и острого лепестка. Разновидность форм листиков. Основные приемы Кабинет технологии Демонстрация моделей Кабинет технологии Демонстрация моделей Кабинет технологии Демонстрация моделей Кабинет технологии Опрос Кабинет технологии Тести рование 9 Выполнение проекта 1 10 1 1011 Беседа. Работа в группах. Беседа. Работа в программе. 1213 Беседа. Работа в программе. 1415 выполнения. Цветы. Цветы из ткани. Цветы из атласных лент. Моделирование новых форм и композиционных решений Кабинет технологии Демонстра ция моделей Промышленный дизайн Дизайн календарей Точка роста 2 Дизайн интерьера Точка роста Работа в программе. 2 1617 Работа в программе. 2 Дизайн Точка роста интерьера Моделирование новых форм и композиционных решений Точка роста Планировка комнат Презентаци я. Практическ ая работа по дизайну календарей. Практическ ое задание. Презентаци я работ. Практическ ое задание. Презентаци я работ 1819 Работа в программе. 2 Планировка комнат 2021 Беседа. Работа в программе. 2 2223 Работа в программе. 2 Ландшафтный Точка роста дизайн Моделирование новых форм и композиционных решений Ландшафтный Точка роста дизайн 2425 Беседа. 1 2 Квиллинг Знакомство с техникой квилиг, инструментами, Точка роста Точка роста Кабинет техно логии Практическ ое задание. Презентаци я работ. Практическ ое задание. Презентаци я работ. Практическ ое задание. Презентаци я работ. Практическ ое задание. Презентаци я работ. Опрос 2627 Практическая работа. 2 28 Практическая работа 1 29 Беседа. 1 3031 Практическая работа. 2 32 Выполнение 1 композиций по замыслу. Подготовка 2 выставочных работ 3334 приспособлениям и и бумагой для квиллинга. Замысел изделия. Изготовление заготовок («треугольник», «капелька», «разреженный круг»). Моделирование новых форм и композиционных решений Сборка деталей. Кабинет техно логии Демонст рация изделий Кабинет техно логии Точка роста Демонст рация изделий Опрос. Практическ ое задание Изонить. Знакомство с историей возникновения техники «Изонить». Трафареты.Прави ла владения иголкой, нитками, шилом, трафаретом. Знакомство с Точка роста техникой заполнения угла, и круга. Обучение плоскостному моделированию умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Кабинет Выполнение технологии работы Участие в выставках, Точка роста Опрос. Практическ ое задание. Демонстрац ия изделий. Демонстрац ия изделий. Презентаци я конкурсах. работ. Защита проектов. Материально-техническое обеспечение программы Оборудование: учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Рамки разных размеров. Подрамники. Гладильная доска. Утюг. Швейная машинка. Ноутбуки для работы по промышленному дизайну. Материалы: бумага для принтера, гофрированная бумага, картон, ткань, нитки, синтепон, натуральная кожа, бусины, канва, мулине, шерстяные нитки Инструменты: простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы, клей момент, резаки, калька, портновские булавки, пробойники, деревянный молоток, шило, пинцет, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, иглы для вышивки петлей, заправочная проволока. Контроль и учет освоения программы В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Педагог непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие. Формы текущего контроля: опрос, демонстрация изделий, тестирование, беседа, презентация. Кроме того в конце учебного года проводиться промежуточная (итоговая) аттестация Формы проведения промежуточной аттестация выставка работ. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся в детском объединении, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия. Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются, фиксируются и демонстрируются в формах: готовая работа, материал анкетирования и тестирования, журнал посещаемости, фото, выставка, методическая разработка, открытое занятие конкурс; демонстрация моделей.