Математика 5-6 кл (1вар)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Первомайская основная общеобразовательная школа»

Приложение к АООП МБОУ ПГО «Первомайская ООШ»
Приказ от 29.08.2023г. №122/4

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету «Математика»
5 – 6 классы

п. Первомайский, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в
соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№1598;
 адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ ПГО «Первомайская ООШ»
Общая характеристика учебного предмета
Математика
является
одним
из
ведущих
предметов
общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Распределение
математического
материала
представлено
концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей
учащихся. Поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от
чисто практического обучения в младших классах к практико теоретическому в старших. Учитывая разные возможности учащихся по
усвоению математических представлений, знаний, умений практически их
применять в зависимости от степени выраженности структуры дефекта и
различный уровень усвоения математического материала, программа
предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся
в обучении.
Цель: формирование математических знаний, умений и навыков,
необходимых для дальнейшей жизни и профессионального обучения.
Задачи:


образовательная

2

формирование доступных учащимся математических знаний, умений и
навыков, их практического применения в повседневной жизни, основных
видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;


коррекционно – развивающая:

максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных
возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;


воспитательная:

воспитывать
у
школьников
целенаправленной
деятельности,
трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля,
аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные
деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном
обществе. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю (5 - 6 классы)

Класс
5 класс
6 класс

Количество часов в
неделю
4
4

Количество часов в год
136
136

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения
в 5 – 6 классах
Планируемые личностные результаты
5 класс
У учащегося будут сформированы:
- проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности
на уроке математики, при выполнении домашнего задания;
3

— желание выполнить математическое задание правильно, с
использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или
пошаговой инструкцией учителя;
— умение понимать инструкцию учителя, высказанную с
использованием математической терминологии, следовать ей при
выполнении учебного задания;
— умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения
математической операции (вычислений, измерений, построений) с
использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной
деятельности (с помощью учителя);
— умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать
вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии,
и обосновать его (с помощью учителя);
— элементарные навыки межличностного взаимодействия при
выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики,
доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;
— умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при
необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в
выполнении математического задания;
— умение корригировать собственную деятельность по выполнению
математического задания в соответствии с замечанием (мнением),
высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной
при необходимости помощи;
— знание правил поведения в кабинете математики, элементарные
навыки безопасного использования инструментов (измерительных,
чертежных) при выполнении математического задания;
- элементарные навыки организации собственной деятельности по
самостоятельному выполнению математической операции (учебного
задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки
выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания
способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.;
умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно
выполненного задания;
4

— элементарные навыки самостоятельной работы с учебником
математики, другими дидактическими материалами;
— понимание связи отдельных математических знаний с жизненными
ситуациями; умение применять математические знания для решения
доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения
профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному
труду (с помощью учителя);
— элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном
отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные
математические знания и умения.
6 класс
У учащегося будут сформированы:
— проявление мотивации при выполнении различных видов
практической деятельности на уроке математики, при выполнении
домашнего задания;
— желание и умение выполнить математическое задание правильно, с
использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или
пошаговой инструкцией учителя;
— умение понимать инструкцию учителя, высказанную с
использованием математической терминологии, следовать ей при
организации собственной деятельности по выполнению учебного задания;
— умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения
математической операции (вычислений, измерений, построений) с
использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной
деятельности;
— умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) с
использованием в собственной речи математической терминологии,
обосновать его (с помощью учителя);
— навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных
видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к
учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к
5

ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении
учебного задания на уроке математики (с помощью учителя);
— умение оказать помощь одноклассникам в организации их
деятельности для достижения правильного результата при выполнении
учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае
возникновения собственных затруднений в выполнении математического
задания и принять ее;
— умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные
учителем или одноклассниками, корригировать в соответствии с этим
собственную деятельность по выполнению математического задания;
— знание элементарных правил безопасного использования
инструментов (измерительных, чертежных), следование им при организации
собственной деятельности;
— навыки организации собственной деятельности по самостоятельному
выполнению математической операции (учебного задания) на основе
усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической
деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности
вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); умение
осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного
задания;
— навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими
дидактическими материалами;
— понимание связи отдельных математических знаний с жизненными
ситуациями; умение применять математические знания для решения
доступных жизненных задач и в процессе овладения профессиональнотрудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью
учителя);
— элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни,
бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях
усвоенные математические знания и умения.

6

Планируемые предметные результаты
Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) программы по математике оцениваются
как итоговые на момент завершения образования.
Рабочая программа по математике определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный

уровень является

обязательным

для

большинства

учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
5 класс
Минимальный уровень:
— знание числового ряда 1—1 000 в прямом порядке;
— умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в
том числе с использованием калькулятора);
— счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100)
и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
— определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать
их (сотни, десятки, единицы);
— умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые
сотни в пределах 1 000;
— знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их
соотношений (с помощью учителя);
— знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена,
замены нескольких купюр одной;
— выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным
числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и
письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в
пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений;
7

— выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных
вычислений;
— выполнение умножения чисел на 10, 100; деления на 10, 100 без
остатка;
— выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на
однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя),
с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе
(в трудных случаях);
— знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать;
— выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами:
«На сколько больше (меньше) …?» (с помощью учителя); составных задач в
два арифметических действия;
— различение видов треугольников в зависимости от величины углов;
— знание радиуса и диаметра окружности, круга.
Достаточный уровень:
— знание числового ряда 1—1 000 в прямом и обратном порядке; места
каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;
— умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в
том числе с использованием калькулятора);
— счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных
единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с
записью чисел; — знание класса единиц, разрядов в классе единиц;
— умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц;
разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы;
— умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;
— выполнение округления чисел до десятков, сотен;
— знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;
8

— знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их
соотношений;
— знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена,
замены нескольких купюр одной;
— выполнение преобразований чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);
— выполнение сложения и вычитания двузначного числа с
однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд
на основе приемов устных и письменных вычислений;
— выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без
перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через
разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;
— выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка
и с остатком;
— выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на
однозначное число приемами письменных вычислений;
— знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить,
обозначить, сравнить обыкновенные дроби;
— выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами:
«На сколько больше (меньше) …?», на нахождение неизвестного слагаемого,
уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических
действия (с помощью учителя);
— знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин
сторон;
— умение построить треугольник по трем заданным сторонам с
помощью циркуля и линейки;
— знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных
обозначений;
— вычисление периметра многоугольника.
9

6 класс
Минимальный уровень:
— знание числового ряда 1—10 000 в прямом порядке (с помощью
учителя);
— умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в
том числе с использованием калькулятора);
— получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 10 000;
определение разрядов в записи четырехзначного числа, умение назвать их
(единицы тысяч, сотни, десятки, единицы);
— умение сравнивать числа в пределах 10 000;
— знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;
— выполнение преобразований чисел (небольших), полученных при
измерении стоимости, длины, массы;
— выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных
вычислений;
— выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на
однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений;
— выполнение сложения и вычитания чисел (небольших), полученных
при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с
помощью учителя);
— умение прочитать, записать смешанное число, сравнить смешанные
числа;
— выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа (в знаменателе
числа 2—10, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в
сумме или разности;
— выполнение решения простых задач на нахождение неизвестного
слагаемого;
10

— узнавание, называние различных случаев взаимного положения
прямых на плоскости и в пространстве;
— выделение, называние элементов
количества элементов куба, бруса;

куба,

бруса;

определение

— знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин
сторон;
— умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью
циркуля и линейки;
— вычисление периметра многоугольника.
Достаточный уровень:
— знание числового ряда 1—10 000 в прямом и обратном порядке;
места каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000;
— умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000
(в том числе с использованием калькулятора);
— знание разрядов и классов в пределах 1 000 000; умение пользоваться
нумерационной таблицей для записи и чтения чисел: чертить
нумерационную таблицу, обозначать в ней разряды и классы, вписывать в
нее числа и читать их, записывать вписанные в таблицу числа вне ее;
— получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000;
разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые;
— умение сравнивать числа в пределах 1 000 000;
— выполнение округления чисел до любого заданного разряда в
пределах
1 000 000;
— умение прочитать и записать числа с использованием цифр римской
нумерации в пределах XX;

11

— записывать числа, полученные при измерении одной, двумя
единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей
(с помощью учителя);
— выполнение сложения и вычитания круглых чисел в пределах 1 000
000 приемами устных вычислений;
— выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных
вычислений с последующей проверкой; — выполнение умножения и деления
чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами
письменных вычислен ий; деление с остатком в пределах 10 000 с
последующей проверкой;
— выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при
измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно;
— знание смешанных чисел, умение получить, обозначить, сравнить
смешанные числа;
— умение заменить мелкие доли крупными, неправильные дроби
целыми или смешанными числами;
— выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;
— знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем;
— выполнение решения простых задач на соотношение: расстояние,
скорость, время; на нахождение дроби от числа; на отношение чисел с
вопросами: «Во сколько раз больше (меньше) …?»; составных задач в три
арифметических действия (с помощью учителя);
— выполнение решения и составление задач на встречное движение
двух тел;
— узнавание, называние различных случаев взаимного положения
прямых на плоскости и в пространстве; выполнение построения
перпендикулярных прямых, параллельных прямых на заданном расстоянии;
— умение построить высоту в треугольнике;
12

— выделение, называние элементов куба, бруса; определение
количества элементов куба, бруса; знание свойств граней и ребер куба и
бруса.
Содержание учебного курса «Математика» в 5-6 классах
5 класс
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в
пределах 1 000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из
сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на
сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч.
Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми
группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел.
Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до
десятков, сотен; знак округления («≈»). Определение количества разрядных
единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Римские
цифры. Обозначение чисел I—XII.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1
км = 1 000 м. Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц);
тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10
ц. Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.;
размен, замена нескольких купюр одной. Соотношение: 1 год = 365 (366) сут.
Високосный год. Преобразования чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы.

Арифметические действия
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в
пределах 100).
Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение и
вычитание чисел в пределах 1 000 на основе устных и письменных
вычислительных приемов, их проверка.
13

Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 ⋅ 2;
400 ⋅ 2; 420 ⋅ 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5).
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел без перехода
через разряд (24 ⋅ 2; 243 ⋅ 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений.
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное
число с переходом через разряд приемами письменных вычислений;
проверка правильности вычислений.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55 см
± 16 см; 55 см ± 45 см; 1 м − 45 см; 8 м 55 см ± 3 м 16 см; 8 м 55 см ± 16 см; 8
м 55 см ± 3 м; 8 м ± 16 см; 8 м ± 3 м 16 см).
Дроби
Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные
дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с
одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной
целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные,
неправильные.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение части числа. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого,
уменьшаемого, вычитаемого. Простые арифметические задачи на сравнение
(отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во
сколько раз больше (меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3
арифметических действия.
Геометрический материал
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник.
Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация
треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников
по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Диагонали
прямоугольника (квадрата), их свойства. Линии в круге: радиус, диаметр,
хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D). Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 :
14

100. Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их
использование для обозначения геометрических фигур.
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема раздела
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Дроби
Арифметические задачи
Геометрический материал
Резерв
Контроль и учет знаний
Повторение
Итого:

Количество часов
10
9
38
10
29
16
8
9
7
136

6 класс
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц тысяч,
десятков тысяч, сотен тысяч.
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных
слагаемых; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые.
Чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе чисел в пределах
1 000 000.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч. Нумерационная
таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.
Сравнение чисел в пределах 1 000 000.
Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.
15

Единицы измерения и их соотношения
Запись чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами
(мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей.
Арифметические действия
Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие
случаи). Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и
круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно.
Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Сложение и
вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами)
стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Дроби
Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных
дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными
(сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей (включая смешанные
числа) с одинаковыми знаменателями.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа.
Простые арифметические задачи на прямую пропорциональную зависимость,
на соотношение: расстояние, скорость, время.
Составные
задачи
прямолинейное) двух тел.

на

встречное

движение

(равномерное,

Геометрический материал
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе
перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве
(наклонные, горизонтальные, вертикальные). Знаки: ⊥, ||. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра,
вершины; их количество, свойства.
16

Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема раздела
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Дроби
Арифметические задачи
Геометрический материал
Резерв
Контроль и учет знаний
Повторение
Итого:

Количество часов
10
4
52
20
13
16
6
8
7
136

Материально – техническое обеспечение предмета «Математика»
включает:
1) адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
2) классный инструмент для работы учеников у доски, проведения расчетов и
вычислений, построения чертежей – классные линейки, треугольники с
различными углами (30°, 45° и 60°);
3) демонстрационный транспортир, циркуль, рулетка;
4) модели для изучения геометрических фигур – части целого на круге, наборы
геометрических тел;
5) печатные материалы для раздачи на уроках;
6) интернет ресурсы;
7) технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный
проектор, интерактивная доска.
Учебно – методический комплекс
Класс
5

Название учебника
Математика

6
7

Математика
Математика

Авторы
М.Н. Перова,
Г.М. Капустина
М.Н. Перова
Т. В. Алышева

Год издания
2021
2021
2021
17

8
9

Математика
Математика

В.В. Эк
М.Н. Перова

2021
2021

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».