муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Первомайская основная общеобразовательная школа» Приложение к АООП МБОУ ПГО «Первомайская ООШ» Приказ от 29.08.2023г. №122/4 Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика» 5 – 6 классы п. Первомайский, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598; адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ПГО «Первомайская ООШ» Общая характеристика учебного предмета Математика является одним из ведущих предметов общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Распределение математического материала представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся. Поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико теоретическому в старших. Учитывая разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности структуры дефекта и различный уровень усвоения математического материала, программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении. Цель: формирование математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей жизни и профессионального обучения. Задачи: образовательная 2 формирование доступных учащимся математических знаний, умений и навыков, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов; коррекционно – развивающая: максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитательная: воспитывать у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю (5 - 6 классы) Класс 5 класс 6 класс Количество часов в неделю 4 4 Количество часов в год 136 136 Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 5 – 6 классах Планируемые личностные результаты 5 класс У учащегося будут сформированы: - проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; 3 — желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; — умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания; — умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя); — умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя); — элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; — умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания; — умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи; — знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания; - элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания; 4 — элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; — понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); — элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. 6 класс У учащегося будут сформированы: — проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; — желание и умение выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; — умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при организации собственной деятельности по выполнению учебного задания; — умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности; — умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя); — навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к 5 ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики (с помощью учителя); — умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении математического задания и принять ее; — умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность по выполнению математического задания; — знание элементарных правил безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных), следование им при организации собственной деятельности; — навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания; — навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; — понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессиональнотрудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); — элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. 6 Планируемые предметные результаты Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы по математике оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Рабочая программа по математике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5 класс Минимальный уровень: — знание числового ряда 1—1 000 в прямом порядке; — умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); — счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел; — определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы); — умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000; — знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя); — знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; — выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений; 7 — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; — выполнение умножения чисел на 10, 100; деления на 10, 100 без остатка; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях); — знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать; — выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) …?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия; — различение видов треугольников в зависимости от величины углов; — знание радиуса и диаметра окружности, круга. Достаточный уровень: — знание числового ряда 1—1 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000; — умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); — счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с записью чисел; — знание класса единиц, разрядов в классе единиц; — умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы; — умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000; — выполнение округления чисел до десятков, сотен; — знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII; 8 — знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений; — знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; — выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000); — выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; — выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений; — знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби; — выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) …?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя); — знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; — умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; — знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений; — вычисление периметра многоугольника. 9 6 класс Минимальный уровень: — знание числового ряда 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя); — умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с использованием калькулятора); — получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 10 000; определение разрядов в записи четырехзначного числа, умение назвать их (единицы тысяч, сотни, десятки, единицы); — умение сравнивать числа в пределах 10 000; — знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII; — выполнение преобразований чисел (небольших), полученных при измерении стоимости, длины, массы; — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; — выполнение сложения и вычитания чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя); — умение прочитать, записать смешанное число, сравнить смешанные числа; — выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа (в знаменателе числа 2—10, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности; — выполнение решения простых задач на нахождение неизвестного слагаемого; 10 — узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; — выделение, называние элементов количества элементов куба, бруса; куба, бруса; определение — знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; — умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; — вычисление периметра многоугольника. Достаточный уровень: — знание числового ряда 1—10 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000; — умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000 (в том числе с использованием калькулятора); — знание разрядов и классов в пределах 1 000 000; умение пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел: чертить нумерационную таблицу, обозначать в ней разряды и классы, вписывать в нее числа и читать их, записывать вписанные в таблицу числа вне ее; — получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые; — умение сравнивать числа в пределах 1 000 000; — выполнение округления чисел до любого заданного разряда в пределах 1 000 000; — умение прочитать и записать числа с использованием цифр римской нумерации в пределах XX; 11 — записывать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей (с помощью учителя); — выполнение сложения и вычитания круглых чисел в пределах 1 000 000 приемами устных вычислений; — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислен ий; деление с остатком в пределах 10 000 с последующей проверкой; — выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно; — знание смешанных чисел, умение получить, обозначить, сравнить смешанные числа; — умение заменить мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами; — выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа; — знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем; — выполнение решения простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа; на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше) …?»; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя); — выполнение решения и составление задач на встречное движение двух тел; — узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выполнение построения перпендикулярных прямых, параллельных прямых на заданном расстоянии; — умение построить высоту в треугольнике; 12 — выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса; знание свойств граней и ребер куба и бруса. Содержание учебного курса «Математика» в 5-6 классах 5 класс Нумерация Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен; знак округления («≈»). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Римские цифры. Обозначение чисел I—XII. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1 000 м. Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц. Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен, замена нескольких купюр одной. Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Арифметические действия Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в пределах 100). Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их проверка. 13 Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 ⋅ 2; 400 ⋅ 2; 420 ⋅ 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5). Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 ⋅ 2; 243 ⋅ 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55 см ± 16 см; 55 см ± 45 см; 1 м − 45 см; 8 м 55 см ± 3 м 16 см; 8 м 55 см ± 16 см; 8 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 16 см; 8 м ± 3 м 16 см). Дроби Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные. Арифметические задачи Простые арифметические задачи на нахождение части числа. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия. Геометрический материал Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D). Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 14 100. Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование для обозначения геометрических фигур. Тематическое планирование 5 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема раздела Нумерация Единицы измерения и их соотношения Арифметические действия Дроби Арифметические задачи Геометрический материал Резерв Контроль и учет знаний Повторение Итого: Количество часов 10 9 38 10 29 16 8 9 7 136 6 класс Нумерация Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые. Чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе чисел в пределах 1 000 000. Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч. Нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение чисел в пределах 1 000 000. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX. 15 Единицы измерения и их соотношения Запись чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей. Арифметические действия Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи). Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, устно и письменно. Дроби Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (включая смешанные числа) с одинаковыми знаменателями. Арифметические задачи Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. Простые арифметические задачи на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи прямолинейное) двух тел. на встречное движение (равномерное, Геометрический материал Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве (наклонные, горизонтальные, вертикальные). Знаки: ⊥, ||. Уровень, отвес. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства. 16 Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1. Тематическое планирование 6 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема раздела Нумерация Единицы измерения и их соотношения Арифметические действия Дроби Арифметические задачи Геометрический материал Резерв Контроль и учет знаний Повторение Итого: Количество часов 10 4 52 20 13 16 6 8 7 136 Материально – техническое обеспечение предмета «Математика» включает: 1) адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 2) классный инструмент для работы учеников у доски, проведения расчетов и вычислений, построения чертежей – классные линейки, треугольники с различными углами (30°, 45° и 60°); 3) демонстрационный транспортир, циркуль, рулетка; 4) модели для изучения геометрических фигур – части целого на круге, наборы геометрических тел; 5) печатные материалы для раздачи на уроках; 6) интернет ресурсы; 7) технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Учебно – методический комплекс Класс 5 Название учебника Математика 6 7 Математика Математика Авторы М.Н. Перова, Г.М. Капустина М.Н. Перова Т. В. Алышева Год издания 2021 2021 2021 17 8 9 Математика Математика В.В. Эк М.Н. Перова 2021 2021 18